
17 июня нынешнего года выдающемуся детскому тренеру Петру Пономаренко исполнилось бы 90 лет. За более чем четыре десятка лет плодотворной работы Петр Андреевич воспитал в Донецке множество великолепных футболистов.
Игровая карьера Петра Андреевича не получилась богатой на награды и трофеи, но зато в донецком «Шахтере» он проявил себя в качестве превосходного детского тренера. Среди воспитанников Пономаренко такие прекрасные игроки, как Юрий Дегтерев, Виктор Звягинцев, Юрий Дудинский, Владимир Пьяных, Вячеслав и Виктор Чановы, Анатолий Раденко, Сергей Попов, Сергей Ковалев и Сергей Щербаков.
«Любовь к футболу мне передал отец, – рассказывал Петр Андреевич в одном из интервью. – Жили мы в Харькове на глухой улице. Появление подводы уже было событием, а о машинах и речи не шло. С утра и дотемна гоняли мяч».
В 1943 году после освобождения Харькова Пономаренко поступил в ремесленное училище, где записался в футбольную команду. Проявив себя в чемпионате ремесленных училищ, попал в сборную общества «Трудовые резервы», а уже оттуда в 1949 году перспективного флангового нападающего пригласили в харьковский «Локомотив», команду, которая тогда дебютировала в высшей лиге чемпионата СССР.
В 1951 году Петра Андреевича призвали в армию, и он получил шанс всей жизни – приглашение в одну из лучших команд страны ЦДСА. Вот только в основном составе московских армейцев ему довелось сыграть лишь в двух кубковых матчах. После Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки футболистов ЦДСА признали виновными в поражении от югославов и команду расформировали. Так Пономаренко оказался в тбилисском ОДО, но и там надолго не задержался – начали расформировывать все армейские команды. Пришлось возвращаться в Харьков.
«Отыграл я харьковском «Локомотиве» два года, но наша команда в 1954-м вылетела из Класса А. А «Шахтер» в это же время наоборот вернулся в высший дивизион, и мне сделал предложение начальник сталинской команды Евгений Матенко. Я согласился, и с 1955 года живу в Донецке. Запомнились сезоны 1955 и 1956 годов, когда я становился лучшим бомбардиром команды, хотя и это и не свойственно игрокам моего амплуа – правого полузащитника. А потом снизил требования к себе, и постепенно карьера моя пошла на убыль».
В конце 1959 года в 30-летнем возрасте Петр Андреевич повесил бутсы на гвоздь, но по совету тогдашнего тренера «Шахтера» Константина Щегоцкого решил тренировать мальчишек, получил дополнительное образование в Луганском педагогическом институте и в новой работе обрел свое истинное призвание.
«Петр Андреевич был воспитатель с большой буквы, детским тренером от Бога, – вспоминал в одном из интервью Юрий Дегтерев. – Он умел подготовить человека для передачи в команду. Давал всем игрокам свободу на поле. И сам работал не по шаблону. Хотел, чтобы паренек самостоятельно раскрылся, проявил все свои возможности. При этом Пономаренко умело напутствовал, давал нужные советы. Он очень бережливо относился к начинающим футболистам. Расскажу о себе, для примера. Мой сосед Коля Кондаков позвал заниматься в группе подготовки «Шахтера». Я походил-походил да бросил. Так Петр Андреевич приехал ко мне домой, уговорил и меня, и родителей, что надо продолжать. Огромное спасибо ему за это. Можно сказать, благодаря Пономаренко я чего-то достиг в футболе. Он очень тонко разбирался в детской психологии. Кстати, не помню, чтобы Петр Андреевич на нас кричал. Мог с подковыркой этак пожурить. Кто-нибудь ударит совсем уж мимо ворот, а Пономаренко ему: «Что ж ты делаешь? Вон, буфетчицу на втором ярусе убил».
Будучи нападающим по амплуа, сумел воспитать не одного хорошего вратаря. Передавал нам свои знания, опыт, как форвард может обыграть голкипера. Так сказать, наглядно. И потом, когда я уже играл в «Шахтере», сборной Союза, мог по-отечески указать на ошибки в каких-то матчах, подсказать, почему так получилось».
В своей книге «Учись видеть поле», уникальном методическом пособии, изданном в Донецке в 1994 году, Петр Андреевич сформулировал пять заповедей детского футбольного тренера.
- Футбол – это игра, а какой же мальчишка не любит играть? Поэтому урок в детском футболе должен быть похожим на игру, даже если он проводится без мяча.
- Талант – это то, чему не может научить тренер. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития футбольных данных. Иными словами, обучение обязательно должно проходить на базе развитых индивидуальных способностей. Если такой базы не будет, то воспитание приобретает одностороннее направление. Нарушится творческая связь между тренером и воспитанником. Юный футболист станет в руках тренера просто «материалом».
- Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда – насколько эти возможности можно реализовать. Чем ближе методика упражнений к истокам природы футбола, тем целенаправленнее, производительнее и качественнее труд.
- Футбол из всех игровых видов спорта самый сложный в обучении. Научить играть при помощи только одних упражнений – утопия. Упражнения – это теория. Игра – практика. Сколько не упражняйся с мячом, играть не научишься.
- У каждого мальчишки своя структура движения. Не заставляйте юного футболиста делать все именно так, как того требует печатное наставление. Помните: самобытность – это выражение своей неповторимой особости, что как раз и ценится в игре «на вес золота».
Разве можно научить импровизации, фантазии, спонтанности, творческому мышлению при помощи системы упражнений, порядок действий которых заранее известен и одинаков для всех? Сравните возможности игры и упражнения, и вы воочию убедитесь, что в первом случае полезных условий для развития и совершенствования навыков будет намного больше. В игре, хотим мы этого или нет, одновременно развиваются все компоненты футбола, в упражнениях – только отдельные элементы техники или тактики. В игре футболист живет чувством времени и пространства, в упражнениях эти понятия относительны. Игра создает необходимые условия для развития внешнего и внутреннего внимания – качеств, способствующих воспитанию очень ценного умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально и мысленно воспринимать игру. В упражнениях научиться искусно владеть мячом и одновременно видеть поле так же невозможно, как научиться плавать без воды.
Игра – живой организм футбола, в котором техника, тактика, физические и волевые качества не просто взаимосвязаны, а качественно взаимозависимы. Чем выше уровень техники, тем рациональнее расходуется физическая энергия. И наоборот, хорошая физическая готовность – залог уверенности и эффективности в технико-тактических действиях.
Талант – дар Божий. Его воспитание требует определенных условий и исключений из общих правил педагогики. Талантливый футболист играет не столько по заданию, сколько по наитию, вдохновению. Его высокий класс игры определяется не по науке, а по творческой интуиции.
Спортивная газета «Старт»